вторник, 16 июня 2015 г.

Обратный отсчёт...если ребёнку идти в 1-й класс. Как качественно подготовить ребёнка к школе?!:)


Все мы хотим, чтобы дети хорошо учились, носили в портфелях исключительно пятёрки, чтоб были самостоятельными, активными, радостно спешили в свой класс, легко общались со сверстниками, без напоминаний делали домашние задания, оставаясь при этом здоровыми и счастливыми, поэтому я и предлагаю сегодня поговорить с вами на тему КАК КАЧЕСТВЕННО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ, ЧТОБ ОН УЧИЛСЯ ХОРОШО, САМОСТОЯТЕЛЬНО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ?

1. Одним из наиболее важных моментов в этом вопросе имеет понятие школьная зрелость если говорить простыми человеческими словами, это то, насколько организм ребёнка физически готов к новой для него учебной деятельности: насколько крепки его мышцы спины, чтобы высиживать за партой несколько часов в день, насколько развито его произвольное внимание, насколько готов его мозг к восприятию и переработке большого объёма новой информации, насколько развиты его мыслительные функции и т.д.
Определение школьной зрелости целесообразно проводить за полгода-год до поступления ребёнка в школу. Занимается подобной диагностикой психолог, педиатр, логопед в комплексе (в идеале). Но, поскольку мы сейчас живём в эпоху демократии, решение всегда остаётся за родителями, которые в принятии решения о поступлении ребёнка в школу руководствуются совершенно другими мотивами, собственными страхами и стремлением быть как все. Поэтому часто за школьные парты попадают детки, которым бы еще поиграть в детском саду.
Чуть более позднее (после 7 лет) наступление школьной зрелости у ребёнка может отмечаться если: ребёнок родился недоношенным, физически ослаблен, часто болеет, имеет хронические заболевания, имеет какой-либо неврологический диагноз (невроз, ММД и др.), либо здоров, но с ним никогда не занимались, то есть он просто педагогически запущен.
Если ваш ребенок уже для школы созрел, спокойно переходите к следующему пункту, если же нет, перечитайте этот пункт еще раз, поскольку отдавать в школу незрелого ребёнка чревато большими проблемами в обучении, которые повлияют в итоге и на самооценку малыша и на его мироощущение в целом.
2. Что необходимо сделать, когда остался "год до школы"?
- сводите ребенка на обследование к психологу, чтоб он помог вам обнаружить проблемные места и подсказал, как развить у ребенка те или иные функции;
- постепенно "задвиньте" в дальний угол шкафа и припрячьте своими кофточками столь полюбившиеся планшеты, PSP и прочие гаджеты, сейчас совсем не подходящее время, чтобы ребёнок уделял им много внимания;
- запаситесь подборкой качественной и интересной литературы по подготовке ребёнка к школе, а также желанием заниматься с вашим малышом, или перестройте бюджет таким образом, чтоб можо было выделить 2-4 тысячи рублей в месяц на занятия в развивающих центрах или на оплату услуг домашнего репетитора по подготовке к школе;
- отдельное внимание уделите здоровью ребенка, чтобы максимально обследовать его, если есть необходимость пройти какие-то процедуры, сделать это до школы;
- нормализуйте эмоциональное состояние ребёнка, займитесь с ним спортом, релаксацией, активным отдыхом, гуляйте.
3. Если со школьной зрелостью всё хорошо и вы на семейном совете за вечерними оладьями с вареньем принимаете решение идти в первый класс, а в стране кризис, и Евро с Долларом устроили грандиозные соревнования по восхождению на Эльбрус, поэтому в кошельке лишних тысяч не заметно, вооружайтесь любовью к ребёнку и наберитесь терпения. В комплексной работе по подготовке к школе предлагаю выделить несколько направлений.
Ориентировка в окружающем мире и запас бытовых знаний.
Для развития ребёнка в данном направлении с ним необходимо РАЗГОВАРИВАТЬ обо всём, что вас окружает, учить наблюдать за явлениями природы, миром людей и животных, гулять по родному городу или посёлку, рассказывать о его улицах, нашей стране, столице, религии и традициях. Делать это нужно не специально в виде уроков, а всегда и везде, где бы вы не находились вместе со своим ребенком. А еще ДЕТЯМ НУЖНО ЧИТАТЬ!:) Каждый день, хотя бы 15 минут.
Мотивация обучения в школе.
Это, наверное, самая большая проблема сегодняшних дошкольников, к сожалению, бОльшая половина детей, даже не поступив в школу, уже тихо её не навидят... благодаря нам, взрослым. Потому что мамы и папы частенько, сами не желая этого, пугают детей школой, настраивают на серьёзном отношении и наказывают неприлежность в каких-то занятиях. ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!!! Самое главное - рассказывайте детям о том, что школа даёт знания, открывает нам мир, его внутреннее устройство, позволяет постичь тайны космоса, устройство внутренностей машины, путешествовать во времени и знакомиться с доисторическими динозаврами:) Всегда в этом вопросе отталкивайтесь от интересов ребёнка..... если ему нравятся фейерверки, которые папа запускает в Новый год, объясните, что в школе он узнает, почему эти огоньки светятся в небе....Опирайтесь не на внешние атрибуты: красивый портфель, новые карандаши и пр. (хотя о них тоже рассказывать надо и выбирать их только ВМЕСТЕ с ребёнком),  а на ПОЗНАНИЕ, на взросление (идешь в школу, значит растёшь, появляется новая роль), на расширение общения (новые друзья, мероприятия).
Коммуникативные навыки, произвольность действий.
Это очень обширная тема, постараюсь уделить ей отдельное внимание. А пока так - необходимо играть с ребёнком в ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ, показывать, что не всегда выигрывает только он, а может быть и иначе. Необходимо общаться с ребёнком не в форме приказов (я - начальник, ты - балбес), а НА РАВНЫХ, уважая потребности и чувства ребёнка, позволяя ему иметь своё мнение, говорить вам НЕТ, баловаться; но при этом и нести ответственность за свои действия. Договаривайтесь с ребёнком. Это трудно, но возможно. Просите ребёнка сделать что-то в точности по образцу, например, нарисовать такой же, как у вас цветок (можно поиграть в "живой ксерокс").
Самосознание.
Успех в жизни и в школе в частности невозможен при низкой самооценке и высокой тревожности, поэтому если вы замечаете у ребёнка большое количество страхов, систематически повторяющиеся движения, плохой сон, чрезмерную скованность и стеснительность, тем более заикание или энурез - БЕГИТЕ К ПСИХОЛОГУ. В его силах помочь вам. И это нормально. Чем старше ребёнок, тем сложнее, не теряйте время! Хвалите ребёнка за все его инициативы, поделки, рисунки, пустяковую помощь взрослым, тогда он будет стремиться снова получить похвалу и будет делать это снова и снова. Не критикуйте корявый рисунок, этим можно УБИТЬ ТАЛАНТ! Низкая самооценка у детей бывает почти всегда благодаря родителям, увы и ах...
Пространственная ориентация.
Лево, право, верх, низ, рядом, за, под, около и так далее. Проговаривайте, повторяйте, тренируйтесь. Давайте ребёнку задание нарисовать в правом верхнем углу листа, слева от нарисованного домика. скачайте в сети дорисовывалки и занимайтесь ими вместе с ребёнком. Отлично развивает и ориентацию, и мышление, и творчество:)
Задания "Дорисуй половинку"
Крупная и мелкая моторика.
Крупная моторика - это развитость мускулатуры тела, отвечающая за координацию движений, твердость походки, осанку. Развивается спортивными упражнениями, танцами, плаванием.
Мелкая моторика - это готовность мышц кистей рук к большой нагрузке в форме письма. Полезны любые виды творчества: лепка, аппликация, рисование, мозаика, работа с бисером, вышивание, вязание, макраме, лего, графические диктанты. Целенаправленные занятия по развитию мелкой моторики я рекомендую проводить на базе книг издательства "Литера детям" из серии "Готовимся к школе". В ней есть отдельное пособие для леворуких детей.

Психические процессы (память, внимание, мышление).
Описывать все игры и упражнения просто невозможно. Об этом поговорим отдельно в следующий раз.

Речь.
Снова читайте:) Слушайте аудиосказки, опять же учите стихи! Литературы очень много. Рекомендую эту. Помимо развития речи в этих пособиях много заданий, предваряющих уроки русского языка и литературы в школе. Но они именно для дошкольников.

Познавательный интерес.
Поддерживайте любознательность ребёнка, отвечайте на его вопросы, объясняйте непонятные слова, явления, поступки людей. Экспериментируйте вместе. Познавательный интерес - основа его мотивации к учёбе.
Отдельно хочу остановиться на дошкольной математике, основе будущих уроков по естесственным наукам. Рекомендую всем запастись "Палочками Кюизинера", с ними чудесно оттачивается такая непростая тема, как состав числа.
А из литературы обратите внимание на эти пособия.
Вот таким получился мой краткий экскурс в сложный мир подготовительных мероприятий:)
Самое главное всё-таки нужно помнить, что важно не перегрузить ребёнка, чтоб он не возненавидел школу ещё до поступления. Любой материал преподносить и осваивать с ребёнком дозировано, уделяя занятию не более 20 минут за один раз. Можно 2-3 раза в день. Есть вещи важнее оценок - это ЗДОРОВЬЕ и СЧАСТЬЕ вашего малыша! Помните, пожалуйста, об этом!

Буду рада вашим откликам.

Антонина Михайлова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

pin