суббота, 18 июля 2015 г.

Самооценка ребенка: как она формируется, и что делать, чтобы она была адекватной

Адекватная здоровая самооценка ребенка - основа его успехов в общении, умственной деятельности, творчестве. Дети с высокой самооценкой всегда добиваются бОльших успехов, потому что верят в собственные способности и достижения.
Формирование самооценки у ребенка происходит ежедневно в общении сначала с родителями, близкими, позже - с воспитателями, тренерами, учителями и сверстниками. Но главная роль в этом процессе принадлежит родителям, которые либо хвалят любую закорючечку, созданную малышом, либо негодуют "да как только можно так рисовать", "да откуда у тебя руки растут", "сначала научись, а потом вырезай" и т. д. Поэтому главное средство формирования адекватной высокой самооценки у ребенка - это поддержка и похвала родителей!!! Поделки, помощь по дому, буквы, математические примеры - все это те важные моменты, в которые вы можете дать ребенку необходимую основу его будущих успехов.
Если же самооценка снижена, ребенок говорит "я не умею", "у меня не получится", скован, зажат, присутствует постоянный сниженный фон настроения - это повод задуматься, что в семье происходит не так. Повысить самооценку можно, но для этого родителям придется ломать свои привычные модели поведения и прилагать много усилий для изменения ситуации.
Приведу несколько приемов повышения самооценки у детей дошкольного возраста. 1) похвала любых проявлений творческой активности ребенка: рисунков, поделок, танцев, стихов, песен; 2) поддержка любой положительной инициативы ребенка ("я хочу пылесосить"); 3) "ромашка успеха": ромашка делается из картона, сердцевина - фото счастливого ребенка, лепестки - успехи ребенка в течение дня (можно сделать 7 лепестков по дням недели); 4) вечером перед сном обсуждение достижений ребенка за день, включая любую, казалось бы, мелочь; 5) выставки работ ребенка - можно устраивать в семье, приглашать друзей и родных; 6) главная роль в семейном кукольном спектакле; 7) рисунок на тему "Я победитель".

Очень поддерживающим для ребенка является воспоминание о том, как родители ждали его рождения, радовались ему, наслаждались первыми словами, шагами и пр.; просмотр фотографий младенчества и раннего детства.

Антонина Михайлова, практикующий психолог.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

pin